Михаил Минаев:
Постараюсь коротко рассказать про Сергея Никитина. Не потому, что мое знакомство с самодеятельной/авторской песней началось именно с его творчества. Нет, до этого уже были и Окуджава, и Высоцкий, которых мне посчастливилось услышать «живьем», а впервые услышать их песни в записях или в исполнении пионервожатых еще в пионерском лагере. Многие ли из нынешней молодежи помнят, что были пионеры и пионерские лагеря? И наверное, еще меньше знают о комсомоле, а ведь Сергею Никитину была присуждена премия Московского комсомола в области литературы и искусства в далеком для многих 1978 году. И тогда это было очень неординарное событие!
В то время для тех студентов, которые учились в Университете или немногим позже, чем его закончил Сергей, а особенно - для тех факультетов, что находились по соседству с его родным Физфаком, так или иначе песни Никитина находили сами. Если в студенческом общежитии играла гитара, то обязательно звучали и его песни. Эти песни сразу выделялись своими оригинальными мелодиями и ярким исполнением. Подойдя творчески, как настоящий ученый, к своему увлечению он даже придумал свой гитарный строй, который позволял только ему извлекать те завораживающие звуки с необъяснимой легкостью.
Задолго до получения комсомольской премии у него уже были и «Маленький трубач» (на стихи своего друга Сергея Крылова), и «Песня о юном барабанщике» (стихи Михаила Светлова), и «В дороге» (стихи Иосифа Уткина), песни на стихи других классиков. Трудно перечислить всех поэтов, чьи стихи были чудесно превращены Никитиным в песни. Некоторые его произведения стали классикой самодеятельной песни и поистине народными, особенно те, которые родились в соавторстве с такими грандами самодеятельной песни как Юрий Визбор, Александр Городницкий, Дмитрий Сухарев, Виктор Берковский. А мелодия песни «Под музыку Вивальди», созданная в содружестве с Виктором Берковским, стала известна не только в России, но и покорила Францию в сопровождении известного оркестра Поля Мориа.
Вообще искусство Никитина подбирать музыку для произведений многих совершенно разных поэтов заслуживает отдельного разговора. А насколько разнообразны они по настроению: и по детскому непосредственные, и веселые задорные, и мягкие лирические, и задумчиво философские. В этой связи хочется вспомнить стихи таких поэтов как Юнна Мориц, Давид Самойлов, Геннадий Шпаликов (его жизнь очень рано прервалась, но он остался и в песнях, и даже в кино – «Я шагаю по Москве», с совсем молодым Никитой Михалковым, - это же его сценарий!)
Мое знакомство с песнями Сергея Никитина укреплялось еще тем, что в круг моих друзей и знакомых входила Вера Парфентьева (потом она стала Романова), которая в период творческого расцвета Сергея фактически была главным собирателем его песен (счет которых уже тогда шел на сотни), биографом и библиографом. Она же подготовила сборник песен Сергея Никитина "Времена не выбирают", вышедший в свет в 1994 году.
Интересен факт, что к 50-летию Сергея Булат Окуджава посвятил ему стихотворение:
Знаком он по песенке старой,
И все-таки он не артист.
Он всем нам привычен с гитарой,
И все же он не гитарист.
Немало нам песен пропевший,
Споющий еще не одну,
Он физик, к стиху прикипевший,
Ученый, влюбленный в струну.
Как впору ему этот свитер!
Как точен аккомпанемент!..
Он прежде всего - композитор,
Но главное - интеллигент.
В заключение хочу вспомнить один забавный эпизод. Это случилось в начале 80-х годов на одном из «цивилизованных» московских слетов КСП, незадолго до того, когда Никитин-лирик окончательно победил Никитина-физика.
На тот слет мы с женой поехали со своими детьми (тогда их было всего двое и старшему Артему было около 4 лет). Артем под впечатлением увиденного и услышанного был очень возбужден. Особенно ему понравилась песня, которую исполнил на главной сцене Сергей Никитин «Не забудьте про часы» на слова Андрея Вознесенского. С первого раза он не смог запомнить слова, но слова «По утрам надев трусы, Не забудьте про часы», которые повторялись много раз в его память запали. На его счастье обратно мы возвращались в одном автобусе с Никитиным. И это возвращение превратилось в целый концерт детских песен по заявкам Артема в исполнении «дяди Сережи». Но «хитом», прозвучавшим не менее десятка раз – была песня про часы и трусы (остается только сожалеть, что через несколько лет эта песня попала в кинофильм «Как стать звездой» с другой музыкой и в никитинском исполнении мы ее уже не слышали).
Эта история наглядно демонстрирует отношение Никитина к детям. Да и они отвечали ему взаимностью. Для моих старших детей музыкальная сказка «Али баба и сорок разбойников» был любимой пластинкой. А младшая дочь, которой еще только будет 10 лет, с удовольствием поет песни про пони и резинового ежика.
Прошли годы, Сергей Яковлевич сейчас немолод – в следующем году в женский день ему исполнится уже 60 лет. Зато много лет мы будем слышать молодой голос Сергея Никитина в фильмах «Ирония судьбы», «Москва слезам не верит», на многочисленных дисках, кассетах и в интернете.
Послесловие
В последние годы Сергей Яковлевич существенно расширил свой музыкальный диапазон от классической музыки за счет флейты Татьяны Лариной до джазовых импровизаций за счет контрабаса Игоря Иванушкина, с которыми он регулярно выступает с концертами. Их автографы можно увидеть на новогоднем поздравлении Бережка.
Мы благодарим Вячеслава Бакулева за фотографию и Елену Стамбулян за автограф, размещенные на этой странице.
|
Расскажите свою историю!
http://bards.ru/person.asp?id=1609 Сергей Никитин на bards.ru
http://vilner.net/nikitiny/nikitins.html
http://snikitin.ru Сайт клуба друзей Авторской Песни "Никитинские встречи"
http://sergeinikitin.narod.ru/main.htm
http://lentchiks.narod.ru/nik_st_02.htm Статья Елены Агашиной, "С дырочкой в правом боку" в газете "За Калужской заставой", № 43, 1998 г.
Copyright © "Бережок"
2003