"Мужчина, который поёт..."

Пока культура стонет, вологодский бард Андрей Козловский своими песнями удивляет мир. Сегодня он - одна из самых популярных личностей в жанре авторской песни (АП), чье творчество полюбили миллионы людей во всем мире. По поводу его творчества не утихают споры, можно ли отнести то, что он делает к жанру АП? Его самого этот вопрос, похоже, не волнует, гораздо важнее то, что у Андрея есть свой, очень узнаваемый голос и тот вологодский говор, без которого уже кажется и невозможным представить его песен, как, например, песен Высоцкого без его привычной хрипотцы. У Козловского есть своя аудитория, которая заполняет полные залы. В свои 45 лет он добился не только известности, но и, по сути, достиг большего - его песни стали классикой, о чем сейчас можно говорить без излишней скромности. Если пользоваться модным словом "харизма", то Андрей, безусловно, принадлежит к немногим людям, ею обладающим. Он виртуозно владеет искусством "держать" аудиторию.

Поющего Козловского можно увидеть где угодно: как в России, так и за ее пределами. На фестивалях АП он - звезда, которой оплачивают даже приезд семьи. Для сибирских поклонников Андрей, увы, поет не так уж часто. Поэтому на всероссийский фестиваль АП "Бабье лето", который проходил под Томском, я поехала с особым энтузиазмом, ибо именно он стал одним из почетных гостей фестиваля.

Свою растущую популярность Козловский объясняет просто:


- Мне просто повезло. Я дружу с теми людьми, которые могут советовать людям, ответственным за эфир.

- И кто же эти "полезные" люди?

- Например, Дмитрий Дибров. Он может выбирать. Дима - это не тот человек, у которого можно купить эфир, он достаточно обеспечен. Иногда мы с ним даже дуэтом поем.

- А вы можете назвать себя обеспеченным человеком? Ведь и в АП начала проникать хорошая жизнь, есть успешные авторы, которые прилично зарабатывают...

- Безусловно, мне нужен комфорт, как и любому человеку. Но дело в том, что в АП финансовая сторона меня привлекает не очень, несмотря на то, что в данный момент АП является моим основным занятием. Мне кажется, настоящая АП никогда не станет сильно уж коммерческим жанром. По доходам ни один самый бард не победит самого захудалого "попсовика". Конечно, было бы классно, если бы барды были богатыми, разве не приятно за любимое дело получать большие деньги? Но ведь есть и другие виды деятельности, более доходные. Я, например, сварщик 6-го разряда и четко знаю, что, варя трубу где-нибудь в Нарьян-Маре, заработаю в 3-4 раза больше, чем профессиональным бардом.

- И, насколько я знаю, это профессия пригодилась вам в жизни...

- Да... Я окончил Ленинградскую Лесохимическую Академию имени Кирова. Однако после распределения утратил интерес к дипломной работе и к лесу, к тому же хотел заработать много денег. Поэтому в 83 году я устроился слесарем в поселок Советский Тюменской области на трубопровод Уренгой - Помары - Ужгород. Потом в Тюмени выучился на сварщика и продолжил работу - варил газопровод, исколесив всю Тюменскую область, Казахстан, Татарстан. А когда закончилась трасса, то с начала 90-х годов попеременно был предпринимателем, сварщиком, пилил на пилораме, опять работал в торговле.

- Тогда и начали писать песни?

- Нет, гораздо раньше. К песне это не имеет никакого отношения. Трасса - не филармония. Хотя эта работа и непростые условия жизни помогли "родиться" многим песням того периода. Вообще, мало кто изначально ставит себе цель покорить мир, прославиться. В основном, ведь, парни берут в руки гитару, чтобы девчонкам нравиться. И я не был исключением. Все началось в "Клубе Речников" вологодского Судоремонтного завода - игра на свадьбах и танцах...

- Что не замедлило сказаться на учебе...

- Да уж. В школе особой прилежностью я не отличался, но зато играл в рок-группе. Это привело к резкому ухудшению успеваемости в школе, приведшее аттестат к среднему баллу 3,01. Может быть, и другая цифра была, но сосчитать не могу, т.к. по математике тройка, впрочем, как и по всем остальным, за исключением географии, что, видимо, и побудило мой интерес к путешествиям. Поэтому мое поступление в Академию в 78 году стало для всех неожиданным. Собственно в Питере и были написаны первые песни и даны первые концерты. С тех пор песня всегда являлась моим хобби. О существовании бардовского движения я тогда ничего не знал, если не учитывать знакомство с творчеством Владимира Высоцкого. Ведь до перестройки песни, в силу политических обстоятельств, редко уходили за стены этого "подпольного" общества. Был узкий круг посвященных. И лишь только после окончания ВУЗа я узнал о существовании всемирно известного Грушинского фестиваля, в котором я успешно поучаствовал в 86-87, где не просто познакомился с единомышленниками, но и был весьма высоко оценен мой талант - я стал дипломантом фестиваля. Изменилась моя и творческая, и человеческая судьба. Я стал ездить на всевозможные фестивали АП, рок-фестивали, творческие встречи. А в 1995 году в ответ на визит голландской группы "Stacy Cats" в Вологде появился коллектив с названием "Уездные хроники" под управлением Виктора Колесова, в которой я участвовал как клавишник, автор и соавтор большинства русскоязычных песен. Потом эта группа была переименована в "Петрович Бэнд", но это не изменило сути коллектива. Тогда у нас было несколько успешных гастрольных поездок в Германию, Голландию, Финляндию.

- А помните свое самое первое выступление?

- Нет, ничего конкретного вспомнить не могу, но точно помню, что первые выступления сразу были удачными. Все это происходило, в основном, в студенческих общежитиях. На лестницах скапливалось огромное количество студентов. Тогда мои песни уже начали петь в Литературном институте. И один из вологодских литераторов Роберт Балашнин посоветовал мне больше путешествовать, чтобы стихи были более "жизненными".

- И вы, похоже, вняли его советам, теперь в родной Вологде вас можно увидеть реже всего...

- Да, зачастую я домой приезжаю рано утром, а вечером снова на вокзал. В Вологде хорошо отдыхать. Там много друзей, жена, дети, родители. А вот чтобы дело с места сдвинуть, нужно лоб расшибить.

- Вас навсегда зовут в Москву, Питер, в Казани предлагают квартиру. Нет желания переехать? Ведь титул "московский автор" посолиднее будет...

- Раньше у меня действительно были такие задумки, но потом я подумал: "Зачем, что от этого изменится?" В Москве меня знают и довольно часто зовут с концертами, как и в Питер, и в другие города. И пусть люди где-нибудь в Антверпене знают, что есть такой замечательный старинный город Вологда, российская глубинка на севере России.

- Вы являетесь нередким гостем известного московского бард-кафе "Гнездо глухаря". Вас не угнетает атмосфера в подобных заведениях, где концерты являются лишь фоном для отдыхающих. Вам удается "завоевать" внимание публики, оторвать ее от вилки?

- Я просто обожаю выступать в бард-кафе, особенно с хорошими людьми, с хорошими музыкантами, когда нас человека 2-3. Мы так зажигаем, что никто в это время не ест. Так что я не вижу в этом ничего плохого. И Вертинский пел в ресторанах и говорил при этом: "Если люди жрут, значит я плохо пою. Надо заставить их не жрать в этот момент". В этом и заключается талант автора - полностью сосредоточить внимание зрителя на песне, отвлечь его от посторонних мыслей. Просто есть такая АП - она тоже хорошая, умная песня, но, к сожалению, зачастую исполняется таким исполнителем, который не в состоянии "оторвать" человека от тарелки с пельменями.

- Не раз замечала, что на Грушинском фестивале ваши концерты собирают наибольшее количество зрителей, которые ходят за вами по пятам сцены к сцене. Какой атрибут славы вас больше привлекает: материальный успех, успех у слабого пола или еще что-нибудь?

- Финансовая сторона, как я уже говорил, для меня не на первом месте, а вот девчонки - это клево! Я их очень люблю, особенно когда они на меня "вешаются". Пока я еще молодой - это огромный стимул для написания песен. А вообще я очень благодарен своим поклонникам. Благодаря им мы с друзьями смогли открыть в Вологде магазин строительных материалов. Оказалось, что многие из поставщиков обоев и клея - любители бардовской песни.

Помните, как в сказке: человек бредет по темному лесу, пугаясь от криков и стонов неведомых обитателей чащи. С каждым шагом его все больше охватывает усталость, ужас и сомнение, что он может спастись. И вдруг неожиданно, - о чудо - Свет! И пусть каждый нуждающийся в лучике света попробует самостоятельно выйти к песням Андрея Козловского, как однажды совсем случайно к ним пришла я...

Анна Окурина,
г.Новосибирск.

Copyright © "Бережок"

2004

Реклама:
Hosted by uCoz