|
В. Берковский: "В музыкальной школе на меня посмотрели с ужасом"
В начале апреля в рамках цикла "Авторская песня" и при содействии бард-клуба "Гитара по кругу" в Филармонии и Доме Ученых г. Новосибирска состоялись выступления известного барда, художественного руководителя нашумевшего проекта "Песни нашего века" Виктора Берковского. Его называют первопроходцем и основателем композиторской авторской песни - ныне процветающей ветви этого жанра. "Вспомните, ребята...", "Альма-Матер...", "Под музыку Вивальди..." - эти песни давно вошли не только в нашу культуру, но и в наше сознание. А песня "Гренада", написанная в 1958 году, вообще обросла мифами и легендами. "Был такой курьезный случай - рассказывает Виктор Семенович. - ТВ делало передачу, посвященную Гренаде, и там присутствовал один уважаемый генерал, участник Гражданской войны и событий в Испании. Меня с ним познакомили и говорят: "Вот молодой человек, который написал музыку к "Гренаде". Он радостно закивал: "Знаем-знаем, мы эту песню еще в Гражданскую пели". Его стали убеждать, что этого не могло быть, т.к. автор молодой, да и стихи были написаны в 1928 году. Тогда он уверенно и даже обиженно заявил: "Ну, если не в Гражданскую, то в Испании точно пели".
- Виктор Семенович, "Гренада" - одна из ваших первых песен. Как получилось, что вы стали писать песни на стихи известных поэтов?
- В конце 50-х я был уже достаточно взрослым человеком, заставшим и пережившим тот взрыв повального интереса к поэзии, когда живое слово звучало в больших залах. Это было необычно и очень необходимо обществу. Стихи на многое открывали людям глаза, выполняя отчасти функцию нынешней публицистики. Тот, кто через это прошел, никогда сможет быть равнодушен к поэзии. А я, сколько себя помню, всегда жил с музыкой: вечно внутри меня существовала какая-нибудь мелодия. И это не может не соединиться - стихи и музыка.
- У вас есть музыкальное образование?
- В детстве я учился недели две в музыкальной школе играть на скрипке. Но очень скоро мне эти занятия надоели, я начал их пропускать, ломать смычки. И меня оставили в покое. А когда в институте защитил диссертацию, подумал, что свободен и вполне могу "освоить" гитару. Пришел в музыкальную школу, тогда мне было около 30 лет. Попросился на вечернее отделение. На меня посмотрели с ужасом и сказали: "На вечернее отделение поступают дети, которые не прошли на дневное. А вы, вроде, уже не ребенок". Тем не менее, меня приняли, выделили отдельного преподавателя. За год я прошел несколько курсов. А потом меня послали работать в Индию, на этом все мое музыкальное образование закончилось.
- Давайте поговорим об авторской песне. На ваш взгляд, какие изменения в ней происходят?
- Сегодня все авторы и исполнители хорошо играют на гитаре, усложнилась музыка. В АП стали приходить музыканты-профессионалы, многие авторы приглашают для сотрудничества музыкантов, играющих не только на гитаре, но и на других инструментах. Хотя стихи лучше не стали. Естественно, изменилась тематика песен. Раньше темой номер один была проблема: как "скинуть власть". Сейчас социальные темы в основном ушли, остались вечные: любовь, дружба, ненависть и т.д. Хотя меня это мало волнует, я - исполнитель.
- Вы ощущаете, что АП стало уделяться мало внимания?
- На этот вопрос ответить однозначно нельзя. Раньше не было особо залов, куда пускали "людей с гитарами", поэтому люди больше собирались в лесу, на слетах. Да и там скрывались, фестивали, порой, с трудом можно было найти, боялись большого скопления людей. Даже произошел однажды смешной случай. Кто-то выложил из бутылок слово "КСП", а пролетавшим над фестивальной поляной чиновникам показалось "КПСС". Но и сейчас проходит много фестивалей во всех уголках России, правда произошло некоторое насыщение, людей уже ничем не удивишь. А те люди, которых раньше интересовали политические темы, сейчас "отсоединились" от бардовской тусовки.
- Перейдем к нашумевшему проекту "Песни нашего века". Недавно вы, как художественный руководитель, вернулись с этим проектом из Америки...
- Действительно, "ПНВ" имел шумный успех. Мы взяли все лучшее из авторской песни, ввели контрабас, что придало некого драйва. Всем понравилось. Выпустили первый диск, в котором хором пели "бардовские шлягеры" такие известные барды, как Олег Митяев, братья Мищуки, "Иваси" и др. После его огромного успеха мы, в эйфории, тут же выпустили второй. Потом народ начал требовать третий. Записали. Нас узнали, стали много приглашать не только по всей России, но и за границу. А в прошлом году записали четвертый диск под названием "Постскриптум", куда попали песни участников проекта. А сейчас заканчивается работа над пятым диском, который посвящен Окуджаве.
- А кто в Америке ходит на ваши концерты?
- Наши, конечно. Есть там компания профессионалов, которые организуют концерты поп-звезд. Они и нас за "попсу" держат. Вообще, в Америке очень часто появляются наши барды, причем много "самодельщиков", которые понижают рейтинг АП. Но есть и профессионалы.
- А где лучше принимают?
- Что говорить, конечно, в Америке хуже, чем у нас.
Анна Окурина,
г.Новосибирск.
Copyright © "Бережок"
2003
|