|
Льются с этих фотографий океаны биографий...
О юбилейном концерте Грушинского фестиваля 17 марта 2004 г. в ММДМ.
Почти год продолжается празднование 30-летия Грушинского фестиваля. И, наконец, оно добралось и до самого большого музыкального зала - Московского Международного Дома Музыки.
Этот здание было построено совсем недавно и тот, кто был в Москве еще только года два назад, его ещё не видел во всём его великолепии. Должен сказать, что хотя это здание оригинальное и большое, оно ещё не получило такой известности у москвичей, как Консерватория или Зал Чайковского - считающиеся традиционными центрами классической музыкальной культуры. Но туда бардов пока еще не пускали. Конечно, можно вспомнить, что большие концерты авторской песни проходили и в Кремлёвском дворце, и в "России", и на стадионах. Но те залы и сооружения можно причислить к "нейтральной территории". А вхождение в ММДМ - уже претензия на официальное признание, а не только народное.
Ну вот, за общими разговорами мы и подошли к самому месту действия. Это хорошо, что появились заранее: можно и на здание посмотреть, и пока не толпиться в очереди.
Судя по всему администрация ММДМ не была готова к такому аншлагу. Это выразилось и в том, что последних слушателей, выстроившихся в длинную очередь, пропустили через входные двери и "рамки-миноискатели" с опозданием почти на полчаса. Но зато пришедшие пораньше смогли полюбоваться оформлением зала,
увидеть знакомые лица не на сцене, а в обычной обстановке (Валерий Боков).
Среди слушателей тоже можно было увидеть знакомых людей.
Хотя, справедливости ради, нужно заметить, что основную часть публики составляла не нынешняя молодежь, приезжающая регулярно на фестиваль, а состоятельные люди, не имеющие уже времени, чтобы послушать песни на природе, но зато которые могут сейчас приобрести билет за 500 рублей. Наверное, многие из них когда-то бывали на Грушинском фестивале.
Вот и сцена, со ставшими традиционными экранами, на которых показывают крупные планы исполнителей или видеоряд сопровождения, а также - атрибутами Грушинского фестиваля.
После небольшого видеовступления на сцене появляются ведущие концерта - сначала Борис Кейльман, а потом к нему присоединилась Галина Хомчик. Не знаю, как завсегдатаям фестиваля, а мне не очень понравилось, что большая часть концерта шла "в затемнении". Может пытались создать ассоциацию с ночным концертом, а может просто экономили электричество? Но и видно выступающих было плохо (а зал-то большой) и фотографии получились неважные. Но приходится делиться тем, что получилось.
Открывала концерт традиционная песня "Маленькая баллада о большом человеке", посвященная Валерию Грушину, в исполнении её автора - Бориса Есипова, которому аккомпанировал Юрий Рыков.
Очень приятно было услышать песни Булата Окуджавы в исполнении Ирины Христиановой в сопровождении Дмитрия Григорьева. Хоть Булату Шаловичу, как и Владимиру Высоцкому не довелось побывать на Грушинском фестивале, но их песни всегда на нем звучали. Исполненная песня "Гимн открытой двери" очень хорошо характеризует отношения, которые не на словах, а на деле проповедуют истинные сторонники "грушинского братства".
А песни Высоцкого исполнял Алексей Зыков. Красиво исполнял, душевно. Но мне постоянно, особенно во время "Охоты на волков", хотелось почувствовать те мурашки, которые у меня бегали при исполнении её автором. Не получилось. Может быть просто прошло много лет и я уже не в том возрасте, когда бегают мурашки? Высоцкий был в первую очередь, конечно, не певец, но поэт и актёр. Каждая его песня была как маленький спектакль, который заставлял слушателя и зрителя пропустить через себя все переживания, как от первого лица.
Не участвовали в концерте представители самого старшего поколения, но в качестве ветеранов выступили Вадим Егоров, Александр Суханов и Валерий Боков.
Вадим Егоров начал с маленького поппури из своих песен, а завершил пронзительно лирическими песнями, в которых сожалел "А для музыки нет времени..." и вспоминал "Мои шестидесятые, где свет в Политехническом, мои шестидесятые, где буйствуют Битлы...".
Александр Суханов исполнил одну старую, но весёлую песню "В деревянном башмаке", а другую - относительно новую "Подснежники нежности". Как всегда искренне и лирично.
Очень тепло встретил зал дуэт Анатолия Колмыкова и Игоря Лунькова. И они не подкачали - по-моему это было одно из лучших их выступлений, что мне довелось слышать. По регламенту они должны были петь две песни, но и "Выезд" ("Помню, папа ещё молодой...") и "Вышей мне рубаху" так завели зал, что пришлось петь и "Песню про нашу непутевую жизнь" ("Порыжевший косогор, покосившийся забор...").
Когда Андрей Козловский с помощью Сергея Клименского исполнил традиционую свою концертную песню "Поехали, Дункель", у меня сложилось впечатление, что часть этого грушинского концерта незримо перекликается с недавним концертом, посвященным памяти Андрея Баранова. В последствии это ощущение только укрепилось.
Следущий дуэт - Вадим и Валерий Мищуки также был горячо встречен слушателями, как и их песни: "Двадцать лет прошло", "Лотерейный билет", Моим юным друзьям". А ещё - их выразительные рассказы, сопровождавшиеся выразительной жестикуляцией.
По случаю был отмечен и день рождения Валерия Мищука, случившийся неделю назад. Поздравлял его лично генеральный директор генерального партнёра грушинского фестиваля - компании "Исток".
Под конец первого отделения, перед антрактом все вместе с залом спели песни Булата Окуджавы "Ваше благородие" и Владимира Высоцкого "Если друг оказался вдруг...".
Второе отделение началось выступлением группы Ивана Смирнова. Объявляя их, Галина Хомчик шутила по поводу умения бардов играть на гитаре. Действительно, ребята владеют инструментами виртуозно. Только не поют совсем. Так что с авторской песней у них трудновато. Хотя, и первую их импровизацию, и композицию "Два дурака", посвященнную празднованию ирландского праздника Святого Патрика, выслушали с большим вниманием.
Следующим выступал поэт Виталий Калашников, прочитал своё стихотворение "Пир", которое, как он выразился, отражает типичный стиль жизни людей, собирающихся на Грушинском фестивале.
Выступившие в начале второго отделения были очень органичны на концерте памяти Андрея Баранова, с которым они были тесно связаны. Но на этом концерте демонстрация их творчества, как мне показалось, была не совсем логична. Хотя организаторам виднее.
С явным облегчением публика встретила следующее выступление Натальи Кучер, которой помогали Дмитрий Григорьев и Павел Фахрутдинов. Как всегда порадовали её голос и красивые песни о любви "Белые кружева" и "Я не такая..." (за точность названий не ручаюсь).
Выступление Виктора Третьякова предварялось рассказом о том, как он стал лауреатом фестиваля за песню "Тюбик", исполненную в чайхане. Но, похоже, Виктору эта песня уже изрядно надоела. Хотя её он и исполнил в конце, но начал со "Звёздочки", которая ближе к его сегодняшним ощущениям.
Потом, наконец, гитару взяла сама ведущая - Галина Хомчик и исполнила "Ответ тюбику" Раисы Нурмухаметовой, написанный от мужского лица. Следом за ней, наконец, прозвучал Юрий Визбор - в песне "Вересковый куст". А завершила Галина своё выступление песней калининградского автора Александра Иванова - "В час далёкий от рассвета".
Валерий Боков и доцент казанской консерватории Виталий Харисов исполнили и песню, посвящённую фестивалю, и "Намастэ", и музыкальную пьесу "Вальс-отъезд" (Кватро моне). Последнюю очень любил Андрей Баранов (ещё одна параллель). А любители песен Олега Митяева пусть не обижаются - Валерий Боков тоже много путешествовал. В том числе и с Борисом Кейльманом, с которым они были в Катманду (Непал) и встречались с теми же шерпами, которые "приветствуют в тебе Бога" ещё до Митяева.
Выступление Олега Митяева и Леонида Марголина предварял видеоклип с песней "Остров". "Живой" звук начался с "Из ничегонеделанья" ("Ватутинки") и продолжился "Небесным калькулятором". А вот "Волгу" пел полноправный дуэт, в котором вокал Леонида Марголина звучал даже чаще.
А эта фотография - для тех, кто не знает, какая хитрая у Леонида гитара. Благодаря которой он умеет извлекать такие волшебные звуки.
Прекрасным сюрпризом стало после большого перерыва выступление Алексея Иващенко и Георгия Васильева. Внешне, по понятным причинам, они выглядели постаревшими, но голоса остались молодыми. "Метрополитен", "Бережкарики", "Приходи ко мне, Глафира" - зал и исполнители буквально заряжались энергией на глазах. И последняя песня, смысл которой никто не понимает, но всем она нравится - "Это как же, это что же..." со своим залихватским припевом:
Разлюли моя малина,
Встану рано по утру,
Вставлю перья от павлина,
Чтоб гудели на ветру!
довела слушателей до полного экстаза.
Успокоились потом все с большим трудом. После продолжительных аплодисментов хором все вместе спели "Весеннее танго" (Валерия Миляева) и "Милую мою" (Юрия Визбора).
И, по заказу зрителей, - "Как здорово" (Олега Митяева). Солировал автор.
На концерте, как всегда, присутствовало и еще известное, но почти невидимое на фотографиях лицо - Романов Николай Романович за работой.
Концерт продолжался в общей сложности более трёх часов. Усталые, но довольные, зрители и барды возвращались домой (Игорь Луньков).
Москва, 17 марта 2004 г.
Copyright c "Бережок"
2003
< |