"Знакомьтесь: самый веселый композитор России"

Скажите, вы знакомы с пластилиновой вороной? Ну да, с той самой, из мультфильма, которая, может быть, и вовсе не ворона, а лисица или корова, а вполне возможно, что страус или собака. А помните незадачливого мужичка, тоже из мультика - "Падал прошлогодний снег" - и любимые уже несколькими поколениями "Спокойной ночи, малыши!"? А популярное дог-шоу "Я и моя собака"?

Мало кто вспомнит имя автора музыки этих популярных мультфильмов и телепередач. Знакомьтесь, самый веселый композитор России Григорий Гладков. Такого количества шуточных, остроумных, сатирических песен, веселой музыки нет, пожалуй, ни у кого. На днях серией его концертов в Новосибирске открылся новый бардовский сезон проекта "Гитара по кругу".

Григорий Васильевич всю жизнь посвящает детям. Он попал в российскую книгу рекордов Гиннеса за издание самого большого количества музыкальных носителей песен для детей.


- Это не подвиг, это ситуация заставила меня пойти на это. Исчезли детские передачи, мультфильмы, кино и до сих пор ничего не восстанавливается. Надо же додуматься до такого! Как так можно? Мне оставили очень узкий круг работы - аудиозапись. Благодаря моей работе этот вакуум начал потихоньку заполняться.

- А сейчас вы над чем работаете?

- Сейчас я работаю над циклом "Зубрилки". Я решил помочь детям выучить то, что им трудно дается. Не так давно я узнал, что таблица умножения - это первый психологический слом детей. Если, например, японские дети учат ее за месяц, то наши и за год не могут выучить. Им задают таблицу на лето, но и после лета дети ее не знают. Они ее просто не учат. Ну я и решил помочь детям справиться с этой нелегкой задачей. Я пропел всю таблицу в деталях, а между ними вставлял смешные стихи, типа самба, румба, ча-ча-ча. "Самба, румба, ча-ча-ча, станцевать все можно. А вот таблицу выучить - это очень сложно". Придумал такую же географию, математику. Сейчас занимаюсь таблицей Менделеева. Но раз ее изучают уже подростки, то соответственно и музыка другая - рок-н-ролл, техно, хип-хоп, рэп, рок.

- А в школе учителя пользуются вашей методикой?

- Я думал, что Министерство образования заинтересуется моими идеями, как-то финансово поддержит мои начинания. Однако их этот проект не заинтересовал. Приходится записывать на свои деньги. Что-то уже готово, что-то еще предстоит записать, но я обязательно это сделаю. Сейчас в Новосибирске заработаю денег и... (Смеется). Еще я сейчас веду детскую передачу на радио, что воспринимается буквально как революция.

- Вы так много времени посвящаете детям. Похоже, что ваше детство было счастливым...

- Да, детство мне действительно запомнилось очень счастливым и ярким. Что я могу сказать? Большое спасибо стране за счастливое детство! Моя мама была заведующей детскими яслями, и ее профессия сильно повлияла на меня. Я ходил во все кружки, секции, много слушал детские стихи, песни, что, видимо, откладывалось на подсознательном уровне. Вообще, хоть я и не старый мир, но тем не менее считаю, что раньше дети были счастливее и защищеннее. Было очень много всяких кружков, секций, широко распространен массовый спорт. Сейчас же дети не отрываются от своих компьютеров и телевизора, где смотрят всякую дрянь, которая отрицательно влияет на их психику.

- Вы много пишете для детей. А взрослые песни у вас есть?

- Безусловно есть. Например, цикл песен о Петербурге, по которому снят фильм "Город в подарок", и вообще много песен на стихи питерских поэтов, особенно - Александра Кушнера, т.к. мое творческое становление было именно в питерский период жизни. Взрослых песен у меня много. Однако я особо не различаю для себя понятия детской и взрослой песни. Может быть потому что писать так называемые детские песни - потребность моего характера. Помните Грина? - детское живет в человеке до седых волос... А может быть потому что сейчас наблюдается своеобразие перемены мест: взрослые охотно поют детские песни, а дети - Пугачеву, "Машину времени" - все, что угодно кроме того, что пишется для них.

- А кого вы больше любите видеть на своих концертах: детей или взрослых?

- Когда они вместе. Если ребенок пришел на концерт один, то автора он воспринимает как учителя, который сейчас начнет давать ему наставления. А вообще, основная проблема жанра авторской песни сегодня в том, что на концертах преобладает взрослое поколение. Я всегда на своих концертах говорю: "Берите с собой своих детей!" В Америке, например, есть такая программа "Famaly" - это семейная программа, в которую входят музыкальные концерты, туристические походы, спектакли и многое другое. Ведь если упустить хотя бы одно поколение детей, то страну можно будет взорвать изнутри. Родится непатриотичное поколение, которое не будет ценить то, что ценят взрослые. Поэтому надо духовно воспитывать подрастающее поколение. Тогда и безобразия будет меньше, ведь когда есть дети - это дисциплинирует. Дети, молодежь - они ведь пластилиновые. Если им задать высокую планку, то они и будут к этому стремиться. В Новосибирске я тоже делаю так сказать семейные концерты. Мы даже объявили конкурс детского рисунка. Дети-победители получили билеты на мой концерт, куда они могли придти вместе с родителями.

- Давайте коснемся вашей личности. Скажите, а почему вы себя считаете "экологическим" композитором?

- Я поддерживаю фермерское движение в России, деревенский образ жизни. Поэтому и основные герои моих песен - животные: собаки, кошки, рыбы, птицы, а также сказочные - оловянный солдатик, спящая принцесса.

- Вы упоминали, что ваше творческое становление было в питерский период жизни...

- Вообще, родился я в Хабаровске, жил и учился в Брянске, где окончил институт транспортного машиностроения в 1975 году. Получив специальность инженера-конструктора по городскому транспорту, был распределен в Ленинград, где мне пришлось сделать выбор между профессией инженера и музыкой. Еще в школе я начал писать песни как на свои стихи, так и на стихи профессиональных поэтов. Выбор был сделан все-таки в пользу музыки - я поступил в Ленинградский государственный институт культуры, который благополучно окончил. В Ленинграде я играл в театрах-студиях "Суббота" и "Эксперимент".

Как композитор-профессионал, Гладков даже чисто бардовские песни не может исполнять обычным способом: голос и гитара. Ему необходима как можно более интересная аранжировка каждой песни, пусть в арсенале в момент концерта только и есть, что голос и гитара. Не стоит забывать об артистизме Гладкова, который может сымитирововать то трубу, то саксофон. Аккорды его гитары трансформируютсям то в тиканье часов, то в барабанный бой. Он бережен со стихом. Основное в стихотворении Гладков может подчеркнуть и сменой аккордов, и разнообразием ритмов, и необычным звуковым оформлением - и все это в рамках даже одной песни...

Анна Окурина,
г.Новосибирск.

Copyright © "Бережок"

2004

Реклама:
Hosted by uCoz