Александр Дулов: "Мой индивидуальный стиль не предполагает больших залов".

Вот уже 3 месяца бард-кафе "Гитара по кругу" радует любителей авторской песни Новосибирска своими воскресными концертами. Конечно, есть недостатки в организации и работе, но надо отдать должное таланту директора этого кафе Аникеева Владимира, который, несмотря на то, что у него есть основная работа, делает все возможное, чтобы бард-кафе работало, развивалось. Примером служит география гостей, выступающих в кафе: за довольно короткий срок уже состоялись концерты не только новосибирских бардов, но и гостей из Томска, Самары, Горно-Алтайска. 31 ноября зрители смогли насладиться выступлением народного бард-классика из Москвы Александра Дулова.
Свою "песенную" жизнь Александр Андреевич начал еще в середине 50-х. Когда закончилось "сталинское" время, люди получили возможность без страха если не пропагандировать свои взгляды, идеи, мысли, то хотя бы читать то, что раньше было запрещено, познавать мир во всей его полноте, творчески самовыражаться. А самый простой способ самовыражения - взять гитару и спеть песню. Тогда среди песен Окуджавы, Визбора, Галича интеллигенция услышала песни Дулова. Его мастерство певца, композитора и гитариста покорили тысячи слушателей. Песни "Хромой король", "Ну, пожалуйста" и др. с музыкой Дулова стали поистине всенароднолюбимыми.
За последние 2 десятилетия многие бывшие КСПшники стали заниматься авторской песней профессионально, сделав свое любимое дело своей основной работой. Александр Андреевич окончил химический факультет МГУ и до сих пор работает в институте Органической Химии.
- Работа в институте мне очень нравится, хотя, конечно, там много своих трудностей. Никому не секрет, что у нас малые заработки, трудности с оборудованием, но мы как-то выкручиваемся, продолжаем работать.
- А Вы пробовали уйти из Института, заняться авторской песней профессионально, устроить гастроли?
- Нет, не пытался и никогда этого делать не буду, так как мой индивидуальный стиль не предполагает больших залов, длительных гастролей, которые приносили бы мне хороший заработок. Но я и стремления такого не имею, не хочу всю жизнь посвящать только пению, иначе у меня ослабеет интерес к песням, которые я пою. - А как Вы думаете, талант - это наказание?
- Я считаю, что талант - это ответственность. Каждый человек одарен каким-то талантом, но он должен ощутить, понять и развить его, чтобы получить от жизни удовлетворение, чтобы то, что он делает, нравилось окружающим людям и самому себе.
- Вы можете назвать себя счастливым человеком?
- Счастье - очень неопределенное понятие. Это не постоянное состояние (иначе, это был бы рай и человеку просто скучно стало бы жить). В принципе, я построил свою жизнь так, как мне хотелось, несмотря на все жизненные трудности, на то, что я многое не смог сделать из того, что хотел. Поэтому я считаю себя счастливым человеком. Я живу так, как хочу, ни под кого не подстраиваюсь.
- Один философ сказал, что три пути ведут к знанию: размышление - самый благородный, подражание - самый легкий, опыт - самый горький. Чем больше всего в жизни руководствовались Вы?
- Главное, чтобы было желание приобретать это знание. Для меня самый важный путь - это познание художественного мира, поэзии, театра, литературы, живописи. Через все это я познаю мир. Также немаловажную роль играет общение с людьми, независимо от их социального положения, возраста, каждый из них - особый человек, у которого я всегда учусь чему-то новому.
- Говорят, что если в песне человек полностью раскрывает свою душу, то в обычной жизни он, наоборот, старается избежать внимания к своей персоне:
- Нет, про себя я не могу такого сказать. Хотя сам я практически не пишу стихи, а пою песни на чужые, тем не менее это стихи, которые выражают мою точку зрения, мой мир, мои ощущения и взгляды. И пою я их всегда с полной открытостью, вкладываю в них всю душу. Но и в жизни, несмотря на то, что иногда люблю побыть наедине с самим собой, я очень общительный человек, и общение это для меня очень многое значит.
- Александр Андреевич, авторская песня - это огромный пласт в российской культуре, однако еще никто не дал точного исчерпывающего определения этому явлению. Что Вы вкладываете в это понятие?
- В традиционном отношении понятно: это те песни, которые начали петь Визбор, Окуджава, Якушева, потом более серьезные проблемы подняли Галич, Высоцкий, так что стиль понятен. Ну а существо этой песни не только в стиле, тем более, что в последнее время на авторскую песню мощное воздействие оказывают такие направления в музыке, как поп, рок, джаз. Я этого не отрицаю, это даже, наверное, хорошо. Но самое главное в бардовской песне - это нацеленность не на эстраду, овации, успех, деньги, а на то, чтобы человек смог самовыразиться в той форме, в какой он сам себя ощущает. Авторская песня - это песня, которая льется от души, естественно и без корысти. Но это в идеале, т.к. многие барды стали профессионалами, зарабатывают на этом деньги.
- Многие эстрадные певцы сами сочиняют песни, сами их поют под гитару, но таковых не принято называть бардами.
- Их нельзя назвать бардами по многим причинам. Во-первых, стилистика, содержание их песен рассчитаны на сильные, эмоциональные, физические удары: должен быть громкий звук, ритм, голос. Т.е. речь идет не о том, чтобы передать через песню смысл, настроение, а о том, чтобы "зажечь" публику, заставить людей двигаться, ощущать "это" прежде всего телесно, а не душевно. Есть у эстрадников и тихие песни, но, тем не менее, они с достаточным ритмом, сопровождением. Происходит воздействие на человека не словом, интонацией, а внешними атрибутами. Так что эстрадная песня и бардовская - это совершенно разные области. А то, что автор пишет сам - не столь важно. Например, Галина Хомчик только исполняет бардовские песни, но тем не менее считается бардом, т.к. поет в бардовском стиле. Я не отрицаю дополнительных атрибутов, но все же где-то должна ощущаться граница, за рамки которой нельзя выходить. Дополнительные инструменты должны только помогать голосу, интонации, а не брать на себя основную роль.

Анна Окурина.

Copyright © "Бережок"

2003

Реклама:
Hosted by uCoz